Органный ансамбль как проекция оркестра

15 марта 2020

Органные вечера уже давно стали важной частью концертной жизни в Белом зале Политеха и гарантированно собирают аншлаги. Орган, как самый величественный инструмент, по-прежнему привлекает всех от мала до велика своими звучностями, тембрами и регистрами. Но ансамблевое исполнительство на органе в четыре руки, которое было представлено в Белом зале 11 марта, — вовсе диковинная птица.

Дуэт органистов Ирины Розановой и Александра Грудинкина не ищет легких путей — поместив на афишу название «Орган+» авторы намекают: этот инструмент больше, чем огромная музыкальная махина. Их главная цель — показать орган, как инструмент, заменяющий собой целый оркестр. С этого начиналась история органа: он выполнял в том числе и таперскую функцию. Именно поэтому музыканты выбрали такой необычный и сложный способ музицирования. А сложен он тем, что при игре в четыре руки на органе требуется колоссальная сыгранность, виртуозная координация и согласованность движений. Как, например, в исполнении марша из балета «Щелкунчик», когда музыканты блестяще выполняют педальное соло: Ирина начинает играть ногами, а Александр продолжает. Без слаженного и точного дуэта выполнить такой сложный элемент невозможно. По сути это игра в четыре руки и в четыре ноги. Некоторые зрители могут подумать, что играть ансамблем в четыре руки проще за счет истончения фактуры, но это совершенно не так. В транскрипциях Александр постарался наиболее полно передать всю оркестровую партитуру, и это только усложняет музыкантам задачу. К примеру, сюита из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского в исполнении дуэта Ирины и Александра звучит очень красочно — среди всего многообразия тембров и обертонов можно расслышать подражание фаготу, челесте и другим оркестровым инструментам.

Ирина и Александр вкладывают особый смысл и в компоновку сочинений: первое отделение состоит из серьезной и сложной музыки, а второе создает эффект послевкусия. Эта стилистическая модуляция позволяет зрителям перенастроить оптику своих ощущений и понять: орган — великий инструмент, способный на многое. Музыка кино на органе — не новость. Для органа много писал великий кино-композитор Микаэл Таривердиев. И все же, транскрипции для органа в четыре руки знакомой всем музыки — шаг одновременно и авантюрный, и продуманный.

— В концертах мы исполняем музыку из разных кинофильмов: «Берегись автомобиля», «Обыкновенное чудо», «Шерлок Холмс». Она очень здорово и необычно звучит на органе, — рассказывает Ирина Розанова. — Программу музыки кино мы делаем уже очень давно. Однако сочетаем ее и с более академической музыкой. К примеру, в первом отделении звучит авторская транскрипция Фантазии Франца Шуберта фа-минор, изначально написанная автором для исполнения на фортепиано в четыре руки. Отталкиваясь от версии этого сочинения, которую создал Дмитрий Кабалевский для фортепиано с оркестром, Александр практически переписал его заново. Нам важно создать контраст музыки серьезной и более легкой, такой, после прослушивания которой люди могли просто вздохнуть, успокоиться и отвлечься от суеты.

Интерпретировать для исполнения на органе в четыре руки можно далеко не все сочинения: к примеру, в силу особенностей звукоизвлечения это не получится сделать с многими фортепианными опусами. Для отработки концертной программы на органе в четыре руки требуется намного больше времени для репетиций и отстройки инструмента.

— В современном органе переключение регистров программируется заранее, и во время музицирования достаточно просто нажать нужную кнопку. Но мы не можем делать это сами, нам помогает ассистент. Он не переворачивает страницы, он следит за нотами и помогает менять регистры и звучания, — отмечает Александр Грудинкин. — Для того, чтобы подготовиться к такому концерту, требуется 9-10 часов. Бывали случаи в органной практике, когда ассистент нажимал не туда, и случалась катастрофа. Достаточно не увидеть одну ноту и один штрих в быстром темпе, и все «развалится».

Александр Грудинкин и Ирина Розанова находятся в постоянном поиске нового репертуара и не готовы ассоциировать орган только с Токкатой и фугой ре-минор Баха: к примеру, в их арсенале, такие несомненные шедевры, как Второй концерт Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром. И Белый зал — отличное место для трансляции новых возможностей главного из инструментов.


Последние новости по теме
В Политехе состоялась премьера оратории, созданной ученым Андреем Зелинским
27 февраля 2024

Только в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, прославившимся интеграцией...

Из Петербурга в Лондон: Роман Арндт дебютировал с новой программой в Белом зале
09 февраля 2024

31 января состоялся большой концерт одного из лучших теноров России Романа Арндта. Артист впервые...

Оркестр Политеха вышел на сцену в костюмах первых политехников
26 декабря 2023

22 декабря каждый год в Белом зале проходит одно из главных университетских событий — чествование...

Пушкин в блеске мундиров: завершился фестиваль «Пушкинские дни в Политехническом»
02 ноября 2023

С 12 по 31 октября в СПбПУ по сложившейся традиции проходил фестиваль русской музыки и поэзии, приуроченный...