Клавесин-оттавино был презентован в Белом зале
Во времена Высокого Возрождения смогли перенестись слушатели Белого зала 12 февраля. Известная российская органистка и клавесинистка Маргарита Еськина представила реплику декоративного музыкального инструмента клавесина-оттавино, предположительно принадлежавшего семье Медичи.
Клавесин-оттавино — музыкальный инструмент эпохи позднего Возрождения, который существовал как часть старинного бюро, инкрустированного перламутром и резьбой, и хранился в выдвижном ящичке. Сочетание предмета интерьера и музыкального инструмента — довольно популярная шутка и изыск прошлых эпох. Подобные эксперименты проводились не только с клавесином, но и с органом. Редкий экземпляр клавесина-оттавино, датированный 1593 годом, находится в Москве, в Российском национальном музее музыки им. М. И. Глинки. Старинный инструмент содержит множество дефектов, не совместимых с концертной жизнью, поэтому было принято решение создать его копию. Главный мастер музея, специалист по клавишным щипковым инструментам Николай Полосков усовершенствовал оригинальную версию клавесина-оттавино и в 2019 году создал его копию, которая вдвое больше по габаритам и имеет расширенный диапазон. Крышка клавесина украшена живописным пейзажем, выполненным самой Маргаритой Еськиной. Инструмент воспроизводит аутентичное звучание прошлой эпохи и позволяет исполнять интересные музыкальные программы, как на концерте в Белом зале.
Музыка эпохи Возрождения — пьесы итальянских мастеров, исполненные на клавесине, соседствовали с органными шедеврами Иоганна Себастьяна Баха. Связь Баха с Италией неслучайна. Известно, что в юном возрасте композитор тайком переписывал партитуры своих предшественников, а среди композиторов, чьи произведения Бах изучал, были имена Фрескобальди, Габриэли, Майоне. Именно их сочинения Бах считал образцовыми, учился у итальянских мастеров форме, композиции и искусству контрапункта.
Маргарита Еськина выступила в Белом зале не только как исполнитель, но и как лектор, познакомив слушателей с историей инструмента и исполненных произведений. Гости Белого зала погрузились в величественную атмосферу органной музыки Баха и прониклись звучанием клавесина-оттавино, которое позволило перенестись во времена Высокого Возрождения, когда творили великие Микеланджело, Рафаэль и Дюрер.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого расширяет горизонты сотрудничества...

Первый фортепианный концерт Чайковского известил об открытии концертного сезона в Белом зале Санкт-Петербургского...

С 7 по 9 апреля в СПбПУ состоялся VIII Всероссийский хоровой конкурс технических вузов России «Благовест»,...