«Терем-квартет» любую музыку превращает в явление русской культуры

12 марта 2021

«Терем-квартет» давно стал символом Санкт-Петербурга и России — визитной карточкой города, встав в один ряд с Эрмитажем, Мариинским театром и Русским музеем. 35 лет назад коллектив дерзнул вывести народную ансамблевую музыку на сцены филармонических залов и сумел поднять её значимость на невообразимую высоту. Накануне юбилея «Терем-квартета» мы побеседовали с одним из его основателей Андреем Константиновым.

— Андрей, «Терем-квартет» начал возвращаться к прежней жизни — с гастролями и концертами. Недавний концерт в московском «Зарядье», выступление на Первом канале, концерт в Белом зале, состоявшийся 8 марта, тому подтверждение. Скажите, после стольких тревожных месяцев, какой это новый опыт, новые ощущения вновь встречаться с публикой офлайн?

— После марта прошлого года наша жизнь сильно изменилась. Если до того мы всё время были в состоянии пути-дороги и встреч с разнообразной публикой, то сейчас для нас ценен каждый концерт. Это как глоток свежего воздуха после долгого кислородного голодания. Прошлой осенью, когда началось некоторое движение и появились первые «вздохи»-концерты, стало легче, но мир уже изменился, изменилось восприятие зрителей и атмосфера зала во время концерта. Публика стала более жадно воспринимать музыку, как будто прощается с ней, проникается ею, погружается с открытым сердцем.

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, при взгляде в зал было ощущение, что мы играем во время Блокады. В Московском «Зарядье» удивил звук аплодисментов, очень активных, но слабых, а в перерыве мы узнали, что все зрители сидят в зале не только в масках, но и в перчатках. Наш традиционный концерт 31 декабря в филармонии и рождественский концерт в Белом зале Политеха впервые за многие годы были отменены. В Старый Новый год удалось сохранить наш традиционный концерт в Светлановском зале Дома музыки в Москве, и 25 % зрителей аплодировали так, как будто зал был заполнен до отказа.

— Однако в период пандемии вы стали активно выходить в прямой эфир не только с музыкой, но и с лекциями, разговорами о музыке, вебинарами. Что вам это дало?

— Я благодарен тем изменившимся обстоятельствам нашей жизни. Весной остановился концертный марафон, который не прекращался более трёх десятилетий. Много чего положительного открылось в нашей жизни. Никогда не удавалось так долго побыть дома с женой, с детьми, насладиться домашним уютом, теплом. Потом наконец-то появилось время реализовать то, что задумывалось раньше, привести в порядок, систематизировать свои знания и опыт и начать его передавать. Каждую неделю мы проводили вебинары или лекции на новую тему. Оказалось, что многие из них совсем не раскрыты в информационном поле. Например, о том, как музыканту работать с внутренним временем, как психологически готовиться к сцене, как быть лёгким и искрящимся, импровизировать, как ускорять процесс технического выучивания музыки... Музыканты-практики знают много того, о чём преподаватели музыки не могут рассказать. Беседы были обращены в основном к музыкантам-профессионалам и педагогам.

И, конечно же, были специальные школы для детей из музыкальных школ. География участников наших вебинаров и онлайн-школ очень широка. Порой люди сидели до трёх часов ночи по своему времени на наших встречах.

— Как думаете, 2020 год не пройдёт для всех нас бесследно?

— Уверен. Концерты станут качественно другими. К каждому выступлению мы будем относиться как к последнему. Отсюда большая глубина и погружение в музыку у нас, музыкантов. То же самое, я думаю, у слушателей. Потому что количество людей, которые хотят и могут прийти на концерт, уменьшится.

— В этом году «Терем-квартет» отмечает 35-летие. Помните, каким был ваш первый концерт?

— Конечно! 26 ноября 1986 года состоялся первый концерт «Терем-квартета» в помещении Музыкально-педагогического училища на улице Воскова, на Петроградской стороне. Присутствовали вся профессура кафедры народных инструментов и почти все студенты консерватории. Успех был оглушительный. Мы им так зарядились, что до сих пор не можем остановиться.

— Вы являетесь родоначальниками русского музыкального кроссовера, который подразумевает сочетание стилей и набирает всё большую популярность в настоящее время. Получается, что это даже не стиль, а свободное для творчества пространство? Какие трудности испытывали, будучи первопроходцами российского кроссовера?

— С самого начала «Терем-квартет» был неформатом. Мы нарушали общепринятые стереотипы игры на народных инструментах. Играли кантри, рок-н-ролл, классику, эстраду, всё по-своему соединяя и наполняя своими историями. Академическое образование позволяло делать это профессионально и со вкусом. Народники говорили, что мы слишком эстрадны, эстрадники говорили, что мы слишком классичны, а классики говорили, что мы слишком народны. Пришлось занимать свою уникальную нишу. Название «русский музыкальный кроссовер» появилось значительно позднее. Трудностей особо не испытывали, потому что все, кто нас слушали первый раз, хотели слушать ещё и ещё, приходили на наши концерты и приводили своих друзей.

— Вы взаимодействуете с невероятно широким кругом музыкантов и различными составами инструментов вплоть до симфонического оркестра. А пробовали ли вы экспериментировать внутри состава квартета, играть на других инструментах? Почему в составе именно две домры, баян и контрабас?

— Да, пробовали. Но это был небольшой и короткий опыт. Я играл на духовых народных инструментах. Мы быстро поняли, что сами наши инструменты несут огромное число нераскрытых возможностей. Так, на протяжении 35 лет постоянно появляются новые приёмы игры, тембры и разнообразности. А состав такой получился по человеческому признаку, не из-за подбора музыкальных инструментов. В ансамбле должны быть единомышленники, характеры которых складываются в одно целое.

«Раскрывая все возможности своих инструментов, используя врождённое музыкальное чутье, эти Музыканты с большой буквы играют так, что перед вами открывается небо в звездах». 

Leidsch Dagblad, Нидерланды

— Легендарный Питер Гэбриел ввел термин «теремизм», характеризуя ваше творчество и подчёркивая его неповторимую индивидуальность. Много лет вы являетесь организаторами международного музыкального турнира «Терем-кроссовер» для ансамблей, которые не вписываются в традиционные «чистые» жанры. Как вы учите музыкантов свободно импровизировать, не бояться сцены и находить нужные методы для создания музыки?

— Мы до сих пор дружим с Питером Гэбриелем, поддерживаем с ним связь. Он сыграл колоссальную роль в нашей жизни — практически вывел нас на международный уровень, представлял нас и рекомендовал. Мы очень благодарны этому великому музыканту и человеку. Международный музыкальный турнир «Терем-кроссовер» появился неслучайно, так как за свою жизнь мы встречали много ансамблей, подобно нам играющих между жанров и не находящих свою нишу и менеджмент. Создание турнира — это создание специального места, где могут себя показать «неформатные» ансамбли, посмотреть на других и, может быть, встретить своего продюсера или агента. Для передачи своего опыта молодым музыкантам нами ещё 11 лет назад была создана творческая школа, похожая на летний сессионный лагерь. Туда приезжают исполнители со всех уголков земли и играют вместе разнообразную музыку. Совместная игра друг с другом разных людей, на разных инструментах создаёт мощный энергетический заряд для личного роста каждого музыканта. Кипит творческая атмосфера, нет конкуренции, есть только любовь к музыке. Всё это рождает желание делиться этой потрясающей энергией со зрителями, дарит совместный созидательный опыт, который необходим любому человеку.

— В XX столетии произошёл длительный процесс разделения музыкального искусства на академическое и популярное. Профессиональные композиторы стали уходить во всё более сложные техники и замыслы, а эстрады покоряли так называемые «лёгкие» жанры. Последствием этого стало и разделение слушательской аудитории на любителей академической и популярной музыки. Как вы считаете, способен ли классический кроссовер поддерживать единство абсолютно противоположных элементов и стать одним из ведущих направлений современности, одинаково завоевать популярность среди любителей классики и современности?

— Разделение на академическую и популярную музыку весьма условно. Оно существовало всегда, потому как жизнь человека разнообразна и разные периоды требуют своих интонаций и вибраций. Есть люди с очень широким диапазоном слушания музыки, а есть те, кто любит что-то одно. Любимая музыка соответствует внутренним запросам и вибрациям человека, и её выбор напрямую связан с шевелением его психологических ран, с его развитостью творческого мышления и эстетического чувства. Музыка ведь утоляет «душевную» жажду человека, будоражит его внутреннюю суть, не проявленную в обиходе, то есть в повседневной жизни. Восприятие музыки минует сознание, и в этом её сила. Музыка может поднимать человека с колен или ставить на колени. Всё зависит от тех процессов, через которые проходит человек в данный момент. Классический кроссовер пытается балансировать на грани живого интереса публики и сохранения музыкальных смыслов или игры смыслами, сталкивая текст с контекстом. Но я не думаю, что он может стать ведущим направлением современности, потому что требует наличия некоторого слушательского опыта, «наслушанности» человеческого уха для понимания этой игры. А уровень восприятия современников всё время падает. Современный слушатель, в большинстве своём, лучше понимает только прямую ясно выраженную мысль. Нюансы пролетают мимо. Другое дело, что именно классический кроссовер позволяет найти свой интерес в музыке как у искушённого слушателя, так и у «простого». Именно поэтому кроссовер будет всегда жив.

За 35 лет своего существования «Терем-квартет» дал свыше 3500 концертов, объехал 70 стран мира, издал 20 музыкальных альбомов. Музыканты представляли Россию на высшем уровне: в Ватикане — перед Папой Римским и Матерью Терезой, перед принцем Чарльзом в Сент-Джеймсском дворце, на саммите Большой Восьмерки в Петербурге, на Олимпиадах в Барселоне, Лондоне, Ванкувере и Сочи, на конкурсе «Евровидение» в Москве.

— Согласно теории «трёх пластов», в музыкальной культуре существуют три исторически сложившихся «пласта»: это фольклор, профессиональная (или академическая) музыка и сформировавшаяся в XX веке массовая музыка. Музыкальный кроссовер принято определять как направление, основанное на синтезе элементов второго и третьего «пластов». Русская национальная составляющая в вашем творчестве представлена народным инструментарием и принципом народного музицирования. А исполняете ли вы русскую народную музыку? Вплетаете русские фольклорные музыкальные элементы в аранжировки?

— Это теория только наводит тень на плетень. В каждый из «пластов» входит и фольклор, и деление на профессионалов и любителей, а также своего рода «академия», образцы, некий формат музыки, и уж, конечно, есть в каждом «пласте» музыка, направленная на широкие массы и на частные интересы и запросы. Что касается определения музыкального кроссовера, то понятие «музыкальный кроссовер» происходит от английского сrossover. Оно означает пересечение различных стилей и направлений в музыке, отсутствие ограничений на их сочетание для обретения новых смыслов. В связи с этим определением «музыкальный кроссовер» может включать в себя абсолютно разные жанры и стили: джаз и классика, рок и классика, фолк и классика, эстрада и фолк, фолк-рок и так далее. «Терем-квартет» не исполняет в чистом виде русскую народную музыку. Но мы играем, аранжируем, сочиняем и рисуем музыкальные картины по-русски, то есть, сохраняя русский самобытный взгляд на любое явление, русское мировоззрение и миропонимание. Это и есть главная ценность «Терем-квартета» — превращать любую музыку в явление русской культуры.

«Эта четверка владеет особым трюком. Любишь ли ты Чайковского в кроссовер-аранжировке, нет ли — совершенно неважно. Оказавшись в музыкально-силовом поле «Терем-квартета», все предложенное из их рук и сердец примешь с трепетом, всем радостно натешишься, да еще благодарно прослезишься в финале. Вкусовщина пасует перед магией Терема, рожденной великой способностью наслаждаться — музыкой, эмоциями, бытием».

Первый канал
— «Терем» называют первым ансамблем-композитором. Как происходит взаимодействие между участниками, есть ли у каждого определённая функция? Всегда ли удается работать коллективно и легко, как единый разум?

— Изначально своеобразие «Терем-квартета» родилось на стыке устной и письменной культуры. Устная — это музыка, живущая в воздухе, которая передаётся из уст в уста и всегда исполняется на свой лад. Письменная — это академическое образование, знание шедевров и образцов (которых не бывает в устной традиции) и, конечно, умение оживлять написанные кем-то ноты. Оживлять — означает приносить что-то своё, индивидуальное прочтение, интерпретацию, понимание, но с учётом замысла композитора.

Мы не исполнители чужих замыслов, создаём свои, но для их воплощения мы используем уже существующую в воздухе музыку. Это и классика, и фольклорные элементы, и эстрада. Главное, что этот путь возможен, если ты мыслишь себя композитором, художником, создателем, стоящем в центре своего творчества. Коллективное творчество ещё более увлекательно и продуктивно, оно подобно командному мозговому штурму. Каждый, создавая свою партию, должен непрерывно её согласовывать с другими участниками. Мы создаём наши композиции на совместных репетициях, постоянно пробуя, испытывая разные варианты сочетаний на предмет их соответствия генеральному замыслу. Конечно, в любом коллективе у каждого есть свои привычные роли, но мы стараемся их смешивать. Однообразие претит творческому расположению духа, нельзя творить механистически. Легко удаётся работать, когда все понимают, что мы такое делаем сейчас, зачем, и какое основное послание мы хотим передать зрителям этой конкретной музыкой. Это нас объединяет, а продавливание своего мнения всегда разъединяет. Поэтому мы не имеем авторов идей, потому что любая идея, рождённая в одной голове, преображается в коллективном творчестве и принадлежит всем членам коллектива.

— Творчество «Терем-квартета» представляет жанровый и стилевой синтез, который увлекает слушателей традиционализмом и инновационностью, интеллектуализмом и доступностью. Обращаетесь ли вы также к практике синтеза искусств, выступаете ли с представителями других областей искусства?

— Хорошо сказано про синтез противоречий. Для того, чтобы объединять необъединяемое, нужна лишь общая история, фабула, на которую нанизывается всё остальное. Когда не возникает вопроса, а почему, собственно, играют Баха на народных инструментах? Зачем для нашего ансамбля и для баса с тенором написаны несколько опер? Как может соединяться балет и «Терем-квартет»? Почему под нашу музыку рисуют в «живом» времени песочные художники и мастера каллиграфии? Какой смысл симфоническому оркестру соединятся с ансамблем народных инструментов?

— Вы не изменяете традиции каждый год выступать в Белом зале Политехнического. Чем дорога вам эта сцена?

— Белый зал Политехнического имеет свою особенную атмосферу, отличающую его от всех остальных залов. Я помню, как мы впервые выступили в нём в 1987 году, и это сразу стало событием в нашей жизни. Мы часто выступали на Пасхальном фестивале, а в последние годы появилась замечательная традиция давать концерт на Рождество. Выступление в Белом зале Политехнического — это всегда встреча с тёплой, отзывчивой, понимающей публикой. Это для нас праздник!

— Как планируете встретить 35-летие квартета? И что пожелаете себе в юбилей?

— Планируем встретить юбилей квартета осенью этого года гастрольным туром по стране и главными концертами в Москве и Санкт-Петербурге. Себе мы хотим пожелать, что бы концертная жизнь не останавливалась, чтобы «Терем-квартет» не превращался в легенду при жизни.

Анастасия Полосина


Последние новости по теме
Оркестр Политеха вышел на сцену в костюмах первых политехников
26 декабря 2023

22 декабря каждый год в Белом зале проходит одно из главных университетских событий — чествование...

Блокадный Ленинград и современный Донбасс увидели студенты Политеха
09 октября 2023

Со 2 по 6 октября для студентов первого курса Политеха в рамках занятий по дисциплине «Творческие...

На лекциях в Политехе звучит классическая музыка
26 сентября 2023

Начало учебы в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого для первокурсников...