Дмитрий Мисюра: «Музыка — это воспитание, которое может длиться всю жизнь»

02 декабря 2022

Дмитрий Мисюра: «Музыка — это воспитание, которое может длиться всю жизнь»

Есть очевидные качества, которыми должен обладать человек, ведущий за собой людей, — воля, харизма, порядочность, отзывчивость, чувство юмора. Это все о нем — художественном руководителе и дирижере студенческого оркестра будущих инженеров, созданного в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. 8 лет назад Дмитрий Мисюра возглавил эту диковинку для высшей школы в частности и для музыкального мира в целом. Об этом и поговорим.

— Дмитрий, помните, как встретили предложение создать оркестр в Политехе?

— Конечно! Сама формулировка «оркестр в Политехе» сбила с толку. Но от таких неожиданных предложений не отказываются. Честно говоря, на тот момент я очень смутно представлял, за что взялся и сколько впереди работы, ведь мы создавали оркестр фактически с нуля. Студенческий оркестр был создан первым директором Политехнического института князем А.Г. Гагариным больше 100 лет назад, и, безусловно, наш коллектив является его преемником. Автором идеи создания современного оркестра СПбПУ является Борис Игоревич Кондин. Это он решил перехватить прерванную годами и обстоятельствами эстафету.

— Как можете описать свой «Polytech Orchestra» сегодня?

— Сегодня это дееспособная и крайне работоспособная творческая единица. Это коллектив единомышленников, которые после учебных занятий стремятся на репетицию и где выкладываются на все сто процентов. Помимо репетиционного процесса, мы вместе обсуждаем репертуар, выбираем направление программы на текущий год. Вечером, когда сил ни у кого уже нет, мы подпитываем друг друга творческой энергией и расходимся окрылённые новыми творческими идеями.

— Как выбираете репертуар? Какой путь проходит от идеи исполнить именно эту музыку до ее звучания?

— Путь этот очень тернист и непрост. Каждый музыкант отмечает, какая музыка ему нравится, что он хотел бы сыграть. Я всё это анализирую и пытаюсь из великого многообразия выбрать такой набор музыкальных произведений, который позволил бы сделать логичную по стилю и направлению концертную программу. В целом, мы стараемся подбирать музыку интересную и музыкантам, и публике, а то, что интересно, не всегда просто играть. Практически каждая партитура неоднократно переделывается в процессе работы над ней. Мы сталкиваемся с объективными исполнительскими проблемами, и я ломаю голову над тем, чтобы максимально упростить оркестровые партии для удобства исполнения нашими студентами, но при этом не потерять основной мысли произведения. И, самое главное, ради чего мы, собственно говоря, и репетируем, это концерт. Видеть и слышать реакцию публики — это бесценно. Вы бы видели глаза ребят, когда зал стоя аплодирует их выступлению, их новому достижению на пути, который называется жизнь!

— Полагаете, что в процессе должен возникнуть эмоциональный резонанс? Вы так не только музыкантов воспитываете, но и публику. Музыка — это воспитание?

— Ни для кого не секрет, что для воспитания гармонично развитой личности, важно дать человеку представление о многих вещах. Еще древние греки считали обязательным дать каждому ребенку интеллектуальное, физическое и музыкальное воспитание. В Политехе, на мой взгляд, создают идеально и гармонично образованного инженера, ведь здесь уделяется внимание всем этим позициям. Воспитывая себя, работая над программой, состоящей из классической или эстрадной музыки, оркестр Политеха воспитывает и публику, пришедшую на концерт. Мы стремимся донести до зрителей наши музыкальные идеи и эмоции. Слушатели в зале не должны остаться равнодушными. Я всегда стараюсь сказать пару фраз о музыкальном произведении, которое сейчас прозвучит. Это помогает глубже прочувствовать музыку, понимая о чём она и при каких обстоятельствах появилась. Так что, да, музыка — это точно воспитание, которое может длиться всю жизнь.

— Вы начинали с классики, затем исполняли музыку кино, поп и рок-хиты. А недавно дали сольный концерт с программой классического репертуара больших симфонических оркестров. Сможем представить всю репертуарную палитру сейчас?

— Попробуем. «Маленькая ночная серенада» Моцарта, «Сладкая греза» Чайковского, «Болеро» Равеля, Венгерский танец № 5 Брамса, «Танец с саблями» Хачатуряна, фантазии на темы группы «ABBA», музыка Уэббера из мюзикла «Призрак оперы», Циммера из кинофильма «Интерстеллар» и Эннио Морриконе из «Профессионала», музыка группы «Queen», «Deep Purple», «Red Hot Chili Peppers», Adele. За эти годы сыграно много хорошей музыки.

Первый сольный концерт эстрадно-симфонический оркестр дал в 2016 году. А уже через полгода нам выпала честь выступить вместе с солистами Мариинского театра — Евгением Ахмедовым и народной артисткой России Ольгой Кондиной. Не каждому оркестру в начале творческого пути удается аккомпанировать таким звездам. Для ребят, безусловно, это было очень значимо! С тех пор мы регулярно сопровождаем выступления участников вокальных и хоровых коллективов Политеха. 5 декабря приглашены в качестве специального гостя на концерт в честь 20-летия Молодежного хора «Полигимния», приготовили несколько совместных номеров.

— «Polytech Orchestra» всегда будет свидетельством тесной связи науки и музыки, но вы ведь и в репертуар включаете музыку науки. Два года назад оркестр исполнил музыку числа Пи ­— из последовательности цифр-звуков получилась выразительная пьеса.

— Мне, как руководителю оркестра, в который входят одаренные молодые умы, способные учиться в столь именитом университете, давно хотелось объединить творческое и научное. Бесконечное число Пи, переложенное на ноты и аранжированное, стало нашим новым музыкальным шедевром. За основу взяли гамму гармонического ля минора и сопоставление нот с числом. Тон «ля» получил порядковый номер один, таким образом последовательности цифр числа Пи — 3,1415926535… стал соответствовать звукоряд: до, ля, ре, ля, ми, си, си, фа, ми, до, ми… Магия чисел и магия музыки довольно органично слились в этом музыкальном опусе, подтверждая высказывания многих великих ученых и мыслителей о неразрывной связи музыки и математики.

— Нередко музыканты оркестра признаются, что пришли учиться в Политех в том числе и потому, что в нем, получая инженерное образование, можно продолжить занятия музыкой. Каждый год обеспечивается приток студентов с начальным музыкальным образованием? Или таких ребят все меньше?

— У нас в коллективе есть самоучки, не имеющие никакого музыкального образования, но это очень мотивированные люди, которые не отстают от остальных. Не могу сказать больше таких или меньше, нет смысла анализировать, потому что нам это никак не мешает работать. У музыкантов-политехников глаза горят, а это самое главное в творчестве. С таким отношением ничего не страшно, любые горы по плечу. У большинства музыкантов оркестра, действительно, за плечами музыкальная школа, но в школе мало кто играл в оркестрах. То есть, они воспитывались как сольные исполнители на музыкальных инструментах, а игра в оркестре имеет свою специфику. К примеру, в этом году у нас много появилось саксофонистов, и мы достаточно много времени уделяем тому, чтобы они научились играть вместе, научились слушать друг друга. Над этим мы и работам пару первых месяцев осени — занимаемся сыгрыванием оркестра. Пиковый рост коллектива возникает к марту-апрелю, а потом учебный год заканчивается и впереди нас вновь ждёт лотерея.

— У вас большой опыт дирижирования разными оркестрами, можете назвать главное отличие оркестра Политеха от оркестра профессионального?

— Главное отличие в том, что политехники не имеют цели стать профессиональными музыкантами и занимаются музыкальным развитием исключительно для души.

— Есть мечта у дирижёра оркестра Политеха?

— Мечтать не вредно, но всё же попробую. Как дирижёру оркестра Политеха, мне бы хотелось добиться такого исполнительского уровня, чтоб мы могли давать концерты не только в стенах любимого университета, но и на других концертных площадках города, страны и мира. В прошлом году мы уже начали работу в этом направлении, одержав первую победу в Международном конкурсе оркестров и инструментальных ансамблей «Симфония мира».

— Если бы вы не стали дирижером, на каком инструменте бы играли в оркестре?

— Когда мне было 7 лет, я объявил родителям, что хочу научиться играть на гитаре, но в музыкальной школе № 2 города Волгодонска сказали, что пальцы ещё коротковаты для гитары, надо пару лет подождать. И другой инструмент был тут же выбран, благодаря знаменитому аккордеонисту Валерию Ковтуну, который покорил мой маленький мир, когда я увидел его выступление по телевизору. Надо сказать, что в музыкальной школе я обучался игре на аккордеоне, на гитаре и балалайке, в музыкальном училище добавились тромбон, контрабас и фортепиано. Мой брат обучался игре на скрипке и я, насколько мог, впитал и этот инструмент. Вообще, мне кажется, нечестным говорить, что я играю на том или ином инструменте сейчас, ведь это будет несправедливо по отношению к уважаемым мною музыкантам, которые изо дня в день совершенствуются в своём исполнительском мастерстве. Сейчас я играю на одном очень сложном инструменте, который называется оркестр.

— Чем вы предпочитаете дирижировать — руками или палочкой?

— Принято считать, что дирижёрская палочка облегчает восприятие музыкантами дирижёрских жестов. Я работаю и с палочкой, и без неё в тех моментах, где, как мне кажется, можно выразительнее показать руками. Главное донести музыкальную и образную мысль до музыкантов, чтобы музыканты тебя понимали, чувствовали, дышали вместе с тобой.

— У вас очень большая семья: пятеро сыновей — целый оркестр, камерный. И если б так, каким б он стал — струнным, народным, духовым?

— Скорее, шумовым. Когда мы собираемся все вместе, то звучим громко, ярко и празднично. У нашего оркестра очень хороший художественный руководитель — моя жена, Наталья. Это ее заслуга, что мы звучим слаженно и что каждый из нас превосходный солист.


Последние новости по теме
Ленинград — Донбасс. Политехники увидели зеркальное отражение истории
21 ноября 2022

Петербургские актёры и музыканты представили перед первокурсниками Политеха литературно-музыкальную...

Политех стал культурным центром России
15 ноября 2022

Не в Мариинке, не в залах Филармонии, а в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра...

Ректор Политеха поздравил маэстро Александра Канторова с юбилеем
13 апреля 2022

В окружении прекрасных солисток Камерного оркестра «Молодая Классика» заслуженный артист России,...

Политех объединил поющих студентов технических вузов России
11 апреля 2022

В СПбПУ в седьмой раз звучал «Благовест». Победители отборочного этапа Открытого хорового конкурса...