История

Белый зал – сердце Политехнического университета

Главный корпус Политехнического университета, в центре которого находится Белый (Актовый) зал, был заложен в 1899 году и построен в конце 1901 года по проекту архитектора Эрнеста Вирриха вместе с остальным комплексом зданий – первого в России университетского городка европейского типа. Здания Политехнического института «замысливались, строились и оформлялись очень широко, гуманно, с заботой об учениках, будущих «деятелях России»: «основное занятие – создать просвещенного человека». В разработке величественного двусветного проекта с арочными окнами и окнами-люкарнами Э. Вирриха участвовал также и знаменитый акварелист Альберт Бенуа (занимался оформлением интерьера и делал зарисовки для росписи плафонов зала). Особая величественность и торжественность зала, совершенство архитектурных форм и уникальная акустика сделали его одним из лучших университетских парадных залов Санкт-Петербурга начала XX века.

2 октября 1902 года в день торжественного открытия института в Белом зале состоялся молебен, посвященный началу учебных занятий первых политехников. Первый директор Политехнического института князь Андрей Григорьевич Гагарин был уникальным, интеллигентным, разносторонне образованным человеком, тонко чувствующим искусство. В этом склонном к техническим наукам человеке гармонично сочетались и тяга к инженерному делу и сильное увлечение музыкой. Именно Гагарин заложил основы всестороннего образования политехников. Первый музыкальный кружок, первый студенческий оркестр и хор – это заслуга Андрея Григорьевича. С основания Политехнического института Белый зал стал активно действующей концертной площадкой. На ней выступали студенческие и профессиональные коллективы, в программе, помимо симфонических произведений, звучал вокал, играли солисты‑инструменталисты и выступали модные в ту пору мелодекламаторы. 25 апреля 1909 года состоялся первый оперный спектакль: силами студентов были поставлены сцены из опер «Евгений Онегин» Чайковского и «Русалка» Даргомыжского. Украшением зала стал рояль марки «Bеchstein», доступный в любое свободное от занятий время для всех желающих и умеющих играть. Н. Н. Саввин (профессор Политехнического института, с марта 1905 года – товарищ министра промышленности) мечтал об органе в центре сцены. Инструмент был заказан и даже изготовлен в Штутгарте (Германия), но не выкуплен, поскольку не хватило средств. Мечта первого поколения политехников об органев центре зала сбылась только спустя век. Раз или два в год студенты-политехники устраивали в пользу кассы взаимопомощи в Белом зале большие балы, в которых участвовали артисты Петербургских Императорских театров.

Помимо очень популярных не только в студенческой, но и профессорской среде выступлений студенческих коллективов и солистов, в дореволюционном Политехе часто выступали и известные в то время музыканты. На сцене зала выступали артисты Императорского Мариинского театра певица и балерина Л. Лапковская, балерина М. Кузнецова (по мужу Бенуа), знаменитая Матильда Кшесинская, танцовщица Нино Цицошвили и русская актриса Алла Тарасова, которую высоко ценил Станиславский. В 1920-е годы пел Леонид Собинов, выступал писатель Иван Бунин, читал стихи Владимир Маяковский. 31 декабря 1937 года в Белом зале поздравляла политехников с Новым годом Любовь Орлова. 

17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», ставший первой вехой в истории конституции России. Текст Манифеста впервые прозвучал в Белом зале поздно вечером этого же дня — еще до опубликования его в печати. В первое десятилетие ХХ века Россия переживала мощный подъем демократического движения, не остался в стороне и Политехнический институт — в зале проходили жаркие политические дискуссии. Со студентами-политехниками в стенах Белого зала встречались видные политические деятели революционного времени, с политическими речами выступал Владимир Ильич Ленин.

Важной вехой в истории зала является создание в 1919 году уникального электромузыкального инструмента терменвокс ученым-политехником Львом Сергеевичем Терменом в его физической лаборатории, которая находилась тогда на хорах Белого зала. Терменвокс – самый тонкий в управлении музыкальный инструмент в мире, любое движение исполнителя сразу превращается в звук. Игра на нем заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, высота звука. В 1920 году именно в Политехническом Лев Термен впервые представил терменвокс публике. «Голосу Термена» рукоплескала публика в лондонском «Альберт-Холле», парижском «Гранд-Опера», американском «Метрополитен-Опера», в филармониях Германии. Среди отзывов эпитет «гениальное» чередовалось со словами «чудо природы», «музыка эфира», «звуки науки». Среди поклонников терменвокса: В. Ленин, Ч. Чаплин, А. Эйнштейн, С. Королев. Д. Шостакович написал для этого инструмента музыку к кинофильмам, инженеры всего мира изобрели целый ряд новых электроинструментов. Терменвокс положил начало совершенно новому направлению в радиоэлектронике – электронной музыке, что вызвало революцию в популярной музыке 60-70-х гг., вдохновил японских музыкантов в начале XXI века на создание его оригинальной модификации – «матрёминов», русской матрёшки с терменвоксом в корпусе.

В военное время первой мировой и Великой Отечественной войны многие студенты и сотрудники добровольцами ушли на фронт, а Политехнический продолжал свою трудовую вахту, в Белом зале уже не звучала музыка и не выступали политики, здесь был размещен госпиталь для раненых. Но по истине полными драматизма в истории зала стали годы политических гонений: зал стал молчаливым свидетелем обвинений и страшных приговоров «врагам народа».

В послевоенные годы слушатели Белого зала с овациями встречали актеров Константина Райкина, Романа Фурмана, Михаила Ульянова, Кирилла Лаврова.  В Белом зале состоялись: первый в СССР концерт вернувшегося из эмиграции Александра Вертинского, «Психологические опыты» Вольфа Мессинга, концерты певцов Георгия Нелепа и Бориса Штоколова, пианиста Владимира Софроницкого.

С 1950-х годах зал стал репетиционной площадкой для хора Политехнического института, который приобрел большую популярность и получил звание «Академического хора».

С 1952 по 1965 год блестящий лектор-музыковед Л. А. Энтелис вел музыкальный студенческий лекторий, «Обществом книголюбов» организовывались встречи с поэтами и писателями. В 1985-86 гг. А. Н. Лурье вел цикл еженедельных литературных лекций, в 1982-83 гг. проходили встречи с ведущими артистами ленинградских театров Владимиром Рецептером, Владиславом Стржельчиком, Олегом Басилашвили, Ларисой Малеванной.

С началом эпохи авторской песни, молодежного фестивального движения Белый зал переживал новый виток своего творческого развития: здесь с успехом выступали молодые солисты, студенческие театральные и музыкальные коллективы. 1990-е года внесли свою лепту в историю зала. Многое изменилось в его работе: из-за материальных трудностей невозможно стало приглашать видных деятелей культуры и искусства, все сложнее стало содержать культурно-просветительскую деятельность зала.

Белый зал – культурно-просветительский и культурно‑образовательный центр университета и города Петра Великого

В начала 2000-х годов выпускник Политехнического университета – президент Туркмении Сапармурат Ниязов, пожертвованием из собственных средств инициировал реставрацию Белого зала, которая закончилась в мае 2005 года. Реставраторы воссоздали исторические интерьеры начала ХХ века, заменили поврежденные с течением времени подвески на знаменитых хрустальных люстрах.

В День знаний, 1 сентября 2005 года состоялось торжественное открытие Белого зала как центра культурных программ Политехнического университета. На первом, в новой истории зала концерте выступили знаменитые «Виртуозы Москвы» под руководством народного артиста России Владимира Спивакова. Это выступление стало своеобразным знаком качества для всех последующих концертов в Белом зале. Организацией деятельности Белого зала с 2005 года и по настоящее время руководит кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры России, концертирующий пианист, директор Департамента молодежного творчества и культурных программ СПбПУ Борис Игоревич Кондин. За десятилетие зал стал одной из самых популярных концертных площадок Санкт-Петербурга.

Сегодня Белый зал – это культурно-просветительский и культурно-образовательной проект университета и города Петра Великого. Среди самых масштабных проектов: уже, ставшие традиционными «Творческие семестры в Политехническом», «Историко-философские беседы», фестиваль «Пушкинские дни в Политехническом» и «Пасхальный фестиваль» в Политехническом, открытый хоровой конкурс технических вузов России «Благовест», а также циклы концертов: фортепианные «Bеchstein-вечера», «Популярная классика для всей семьи», «Музыкальные чудеса» (для детей от 6-х лет), а в дни школьных каникул – балетные спектакли школы Л. Якобсона. В репертуаре Белого зала – разнообразные концерты классической и современной музыки, литературные вечера и театральные постановки. На сцене выступают оперные певцы Мариинского театра и Большого театра России, Михайловского театра, театра Музыкальной комедии, ведущие инструменталисты Санкт-Петербурга, оркестр Джазовой филармонии, Ленинградский диксиленд, ансамбль «Терем-квартет», трио цыганских импровизаторов «Лойко». Регулярно в Белом зале дают концерты духовые оркестры – Адмиралтейский оркестр, оркестр Морского корпуса Петра Великого. Большой популярностью у зрителя пользуются литературные вечера с участием народных артистов России Аллы Демидовой, Валентина Гафта, Александра Филиппенко, Олега  Басилашвили, Василия Ланового, Георгия Тараторкина.

25 декабря 2014 года на паркет сверкающего Белого зала в бальных платьях и смокингах ступили лучшие студенты и аспиранты петербургских вузов, колледжей и техникумов – Белый зал Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого принял у себя первый в истории города Губернаторский студенческий бал. Участников праздничного мероприятия приветствовали губернатор Г. С. Полтавченко и председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В. С. Макаров. Не менее значимым событием в новейшей истории зала стал концерт «Терменвокс возвращается», открывший десятый юбилейный концертный сезон в сентябре 2015 года. Спустя ровно 95 лет после первого концерта Льва Термена в Политехническом, «голос Термена» вновь зазвучал со сцены Белого зала в исполнении дочери Натальи и правнука Петра Термена, маэстро Масами Такеучи и его учеников, участников ансамблей матрёминов «Da» и «Mable» из Японии, играющих на матрешках с терменвоксом в корпусе. Этот концерт, равно как и само изобретение Льва Сергеевича, ставшее для политехников синергией науки и музыки, символом творческого подхода в инженерном деле, которому в Политехническом обучают вот уже более 115 лет, стал знаменательным событием в более вековой истории зала.

Самое сердце Политехнического — изумительный по красоте Белый зал — один из лучших университетских парадных залов Санкт-Петербурга начала XX века и сейчас поражает своим великолепием, совершенством архитектурных форм и уникальной акустикой. Уже более 115 лет он играет важную роль в развитии университета и города — его стены объединяют литературу и музыку с научной и технической мыслью. Музы искусства вдохновляют и помогают развивать творческие способности будущих инженеров и изобретателей — инженерную элиту современной России. На протяжении более века Белый зал создает художественную летопись культурной жизни университета и города, реализует творческие проекты в области музыкального и театрального искусства, концертные филармонические и образовательно-просветительские программы, идеи музыкального просветительства. Благодаря помощи выпускников и друзей Политехнического университета в 2006 году для Белого зала был приобретен концертный рояль «BECHSTEIN». Среди благотворителей: С. Б. Королев, Э. С. Тиктинский, В. А. Лопота, В. П. Скатин, В. А. Вайсберг, А. Л. Балахонов, Г. Н. Попов. В 2016 году сбылась мечта многих политехников — в Белом зале зазвучал орган. Еще в 20-е годы XX века в Штутгарте был заказан орган, однако сложная экономическая ситуация в стране не позволила институту выкупить инструмент. И вот почти через сто лет в Белом зале, в самом сердце Политехнического университета появился орган, который по праву называют королем музыкальных инструментов. Специально изготовленный в Голландии концертный орган Johannus был доставлен в Петербург и установлен в Белом зале как раз к новому 2016-2017 концертному сезону, с которого в летописи университета открываются новые страницы музыкального искусства.

Культурно-просветительскую и культурно-образовательную деятельность Белого зала СПбПУ Петра Великого последнего десятилетия отметили в Государственной Думе РФ специальным дипломом «За творческий подход к решению задач современного отечественного образования» в номинации «Образовательный бренд территории» в рамках Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия – 2015». Художественный руководитель Белого зала, заслуженный работник культуры России, директор Департамента молодежного творчества и культурных программ Борис Игоревич Кондин в 2016 году был удостоен премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся результаты культурно-просветительской деятельности Белого зала последнего десятилетия в его 115-летней истории. В 2017 году Борис Игоревич был награжден Почетной грамотой Санкт-Петербургской митрополии «За усердные труды во славу Святой Церкви».